+7 (495) 787 55 99
Главная » Новости и статьи » Легкий и правильный выбор индивидуального цветного красителя

Новости и статьи

Легкий и правильный выбор индивидуального цветного красителя

Стандартные и индивидуальные красители

Для многих отраслей, таких как пищевая упаковка, изделия для дома, косметика – цвет является определяющим и главной характеристикой продукции, способ «выделиться» на полках супермаркета. Цвет является главным фактором при принятии решения о покупке для примерно 85% покупателей, причем решение принимается в течение первых 90 секунд, для подавляющего большинства случаев оценка продукта основывается на цвете.

 В этой статье рассматриваются вопросы разработки и применения индивидуальных красителей «Ампасет», критерии выбора цветных суперкоцентратов, и как не совершить ошибок на этапе постановки задачи и оценки результатов применения цветных красителей.

Ваша компания выпускает большое наименование изделий, и зачастую цвет - главный критерий выбора именно вашей продукции. Ваш поставщик цветных красителей, имеет стандартную гамму суперкоцентратов, обычно это порядка 30-50 цветных красителей, которые он реализует не только вам, но и другим клиентам. Такой ограниченный набор цветных СКП обычно составляется из расчета «классических» и «стандартных» цветов, которые подходят для разных отраслей применения и делается максимально универсальным. Если вам необходим серо-зеленый перламутровый цвет, или пастельный оттенок, то скорее всего в наборе стандартных оттенков он будет отсутствовать.

Общий принцип и схема подбора индивидуального цветного красителя

Итак, вы приняли решение о разработке индивидуального красителя для вашего изделия, и знаете, какой именно цвет вам необходим. С чего начать и как оценить результаты своих усилий в подборе цвета? Примерная схема и логика работы вашей команды маркетологов, технологов и специалистов коммерческого отдела представлена на рис.1.

Этап 1. Подготовка образца цвета

Образцом для подбора цветного красителя может выступать несколько источников:

  1. Образец изделия или образец подбираемого суперконцентрата

Когда компания имеет пример цветового решения в пластике, будь то своя продукция или продукция конкурентов – это практически идеальный вариант. Часто происходит, когда заказчик пластиковой упаковки/изделия меняет поставщика и в качестве примера цветовой окраски передает новому переработчику образец своего изделия.

Передача в качестве образца цвета изделия и/или гранул суперконцентрата - это практически 90% успеха правильного и точного подбора. 

Однако необходимо учитывать некоторые моменты:

- образец пластика не должен быть маленького размера, чтобы он поместился в световое пятно спектрофотометра (прибор производящий компьютерную оценку цвета) – это примерно круг диаметром 2-3 см;

- если само изделие маленького размера, то необходимо передать несколько изделий. В таком случае лаборатория расплавляет такие изделия в специальном прессе и делает отливки нужно размера;

Фото 1. Пример образца для разработки цвета - крышка 28 мм для преформы

2. Образец продукции не из-пластика, несущий цветовой пример

Иногда требуется подобрать краситель для пластика, образцом цвета которого является другой материал: металл, ткань, окрашенное краской изделие и т.д.

В этом случае необходимо учитывать, что не все эффекты возможны и достижимы в пластике. Например эффект «алюминия»  или фольгированное покрытие на изделии, эффект «дерева» или камня и т.д. Оценка результатов подбора в таком случае будет основываться на субъективной оценке колориста, осуществляющего подбор

Фото 2. Пример образца цвета из тканного материала

3. Цветные каталоги и альбомы RAL, Pantone и другие

Когда пример цветового решения отсутствует, команде маркетологов предприятия приходят на помощь цветовые каталоги. Это могут быть как международные каталоги цветов, так и каталоги заказных цветов предприятий, выпускающих суперконцентраты.

В таком случае определяется номер по каталогу и передается информацию разработчику суперконцентрата.

У данного метода есть как плюсы, так и минусы:

+ каталоги цветов Pantone и RAL имеют широкий диапазон оттенков, расположенных в логическом порядке, удобном для выбора необходимого оттенка

+ каталоги цветов есть у всех производителей цветных суперкоцентратов

- при подборе цветов по международным каталогам оценка цвета производится только субъективно «на глаз»

примеры цветов в каталогах даны как правильно на бумаге, и нанесены типографским способом, и не дают представления о цвете, окрашенном в массе;

- каталоги цветов необходимо обновлять, так как периодически выходят новые каталоги, с дополнениями. Помимо этого,  цвета в каталоге могут выцветать, и зачастую у «заказчика» и у «исполнителя» цвет, под одним и тем же номером может отличаться;

Фото 3. Каталоги Pantone и RAL

4. Человек, принимающий решения

Если продукт для компании совершенно новый, существует только в проектной документации или даже только в уме маркетолога и подбор по международном каталоге цветов невозможен, то идеальное решение задачи – подбор цвета вместе с заказчиком.

Подбор цвета вместе с заказчиком – эта уникальная услуга компании Ampacet пользуется все большой популярностью как в Европе, так и в России. Представитель компании-заказчика выезжает в ближайшие научно-технический центр Ampacet или лабораторию по подбору цветов и решает эту задачу вместе с колористом. В течение одного дня разрабатывается и изготавливается нужный цветной СК, после чего изготавливается изделие, которое наиболее близко походит к изделию заказчика (литьевые отливки различной толщины, пленка или выдувные бутылки – в зависимости от вида продукции, для которой подбирается цвет) и предоставляется заказчику в лаборатории. Заказчик может оценить цветовое решение в зависимости от источников излучения – будь это дневной свет или свет лампы освещения в супермаркете. 

В лаборатории (обычно это рабочий день) заказчику предоставляются литьевые отливки различной толщины, пленка и выдувные бутылки, в зависимости от вида продукции, для которой подбирается цвет.

Фото 4. Световой шкаф

Заказчик может оценить цветовое решение в зависимости от источников излучения – будь то это дневной свет или лампы освещения в супермаркете. Для этого в лаборатории используется «световой шкаф» или «световая комната».

В  штаб-квартире Ampacet в г. Люксембурге в 2014 г. открылся так называемый «Центр идей» (Ideationcentre), где клиенты компании могут заниматься подбором цвета (фото 5). В центре представлены примеры реализованных идей в виде: • гаммы наиболее популярных цветов для косметики, изделий для дома, пищевой упаковки и пр.; • примеров цветных изделий для различных сфер применений, окрашенных в цвета Ampacet (выдувных изделий, пленок и др.). В центре имеется «световая комната» – полностью изолированное помещение для оценки цвета изделия. 

Фото 5. «Центр идей» в штаб квартире Ampacet в г. Люксембурге

Этап 2 – Формулировка технический требований к суперконцентрату и изделию;

Правильная постановка задачи при подборе цвета – это ключевой момент выбора суперконцентрата. Постановка задачи производителю суперконцентрата включает в себя:

 - информация об изделии;

- требования к технологическому процессу;

- требования к готовому изделию;

Информация об изделии включает в себя:

- тип и предназначение изделия;

- материал из которого будет изготавливаться изделие. Определяется основа красителя. В некоторых случаях, если материал не прозрачный и имеет свой оттенок, необходимо передать образец такого материала в лабораторию.

- толщину изделия – подбор ведется на отливках или пленках определенной тощины

Требования к технологическому процессу:

- вид технологического процесса: выдув, литье, экструзия листа, выдув пленки, каст пленки и др.

-Максимальная температура технологического процесса – по ней будет определяться термостойкость красителя;

- Желаемая дозировка красителя в массе, обычно для литьевых и выдувных изделий это от 0,5% до 4%, пленок – от 2% до 30%;

- Дополнительные требования к технологическому процессу, такие как автоматическая сборка изделия, сложная накрутка изделия и др. Это поможет в определении  необходимых добавок в суперконцентрат;

Фото 6. Тест пигмента на термостойкость

Требования к готовому изделию:

- необходимость пищевого допуска для изделия определяет набор пигментов из которых производится подбор;

- необходимость стойкости изделия к УФ излучению, агрессивным средам, эксплуатация на улице  определяет набор пигментов из которых производится подбор, светостойкость красителя и необходимость дополнительной стабилизации изделия

Фото 7. Пример упаковки окрашенной не светостойким красителем

Все вопросы к заказчику обычно определяются путем опроса и составления не большой анкеты для лабораторного запроса. Пример такого запроса см на фото ниже:

Фото 8. Опросный лист на разработку индивидуального красителя

Этап 3 -  Подбор суперконцентрата – задача «Ампасет»;

После получения образца цвета от клиента и заполненного лабораторного запроса  начинается основная работа по подбору цвета. В рамках данной статьи мы не будем рассматривать процесс подбора цвета. Стоит отметить только, что при составлении рецептуры учитываются данные предоставленные заказчиком:

- тип полимера; носителя; окрашиваемый полимер;

- метод переработки;

- процент ввода красителя;

- требования по светостойкости, термостойкости и пищевой пригодности красителя;

- толщина изделия и другие требования к концентрату и изделию;

Фото 8. Подбор цвета в лаборатории Ампасет

В результате этой работы составляется лабораторная рецептура и заказчику предоставляются следующие документы:

  1. Папка с лабораторным подбором;
  2. Документация на краситель – лист технической информации, лист безопасности красителя;
  3. Коммерческое предложение на поставку индивидуального красителя в зависимости от объёма разовой закупки;

Эти промежуточные результаты работы передаются заказчику на рассмотрение

Фото 9. Результаты подбора цвета для передачи заказчику

Этап 4 – Предварительный анализ результатов;

На этом этапе заказчик подбора производит предварительную оценку концентрата. К этому процессу должны быть подключены несколько служб предприятия

1. Служба маркетинга производит визуальную оценку цвета. Оценивается соответствие цвета эталонному образцу;

Как правило оценка производится визуально или с помощью спектрофотометра.

Фото 10. Визуальная оценка пленки

2. Технические службы производят оценку документации на краситель по требованиям предприятия/заказчика.

Проверяется соответствие характеристик красителя техническому заданию.

3. Коммерческая служба  производит оценку стоимости окрашивания материалов и целесообразность испытаний данного красителя;

Определяется стоимость окрашивания. Если предложений по концентратам несколько, то идет сравнение стоимости окрашивания на единицу изделия или на 1 кг продукции.

После чего определяется целесообразность проведения испытаний.

Фото 11. Коммерческое предложение

 

Этап 5 – Испытания суперконцентрата и оценка;

Для испытаний продукции заказчику предоставляется пробная партия суперконцентрата. Как правило она предоставляется бесплатно. Цель предварительных испытаний – оценить технологичность концентрата и получить готовое изделие, окрашенное тестовым красителем. Оценка цвета по литьевым отливкам или пленкам имеет предварительный характер. Окончательную оценку необходимо проводить на готовом изделии.

После испытаний технологическая служба делает предварительное заключение о возможности использования красителя, а маркетинговая служба оценивает готовое изделие и утверждает тестовый краситель.

Необходимо учитывать несколько моментов оценки цвета готового изделия:

- источник излучения;

Готовое изделие необходимо оценивать при различных источниках излучения, будь то дневной свет, лампы накаливания или люминесцентные лампы. Многие красители обладают свойством метамеризма, и утвердив цвет при дневном свете, вы будете разочарованы, когда увидите его на полке магазина при люминесцентном освещении.

Необходимо оценивать изделие под различными источниками излучения! 

- субъективный наблюдатель;

Не секрет, что разные люди видят цвет и изделие по-разному. При визуальной оценке цвета на первый план выходит субъективное восприятие цвета наблюдателем.

Цвет должен оценивать один человек, принимающий решения

- размер и вид объекта;

Размер и вид обьекта (тип поверхности, сам обьект) сильно влияют на восприятие цвета. Цвет необходимо сравнивать на одинаковых изделиях. Проще говоря, нельзя сравнивать пленку с литьевым изделием, или маленькую пробку для преформы с большой пластиковой корзиной для белья, и т.д.

- фон;

Для оценки цветовой разницы рекомендуется спокойный серый или белый фон.

Фото 12. Влияние фото на цветовосприятие

-угол обзора;

Изделия (эталон и тестовое) необходимо рассматривать при одинаковых углах обзора!

Пример как нельзя оценивать цветовое различие приведено на рисунке ниже. 

Фото 13. Пример не правильной оценки цвета

Ошибки данного наблюдателя:

 - оценка производится в световом шкафу, который неправильно установлен возле окна;

- в световом шкафу посторонние яркие изделия;

- наблюдатель в солнечных очках, искажающих восприятие света, и в яркой одежде, отвлекающей зрительное внимание;

-сравнение производится под разными углами обзора;

Этап 6 – Утверждение суперконцентрата и заказ пробной партии;

Итак, вы наработали пробную партию, утвердили цвет изделия, однако на этом работа еще не окончена. Чтобы окончательно убедиться в технологичности суперконцентрата, и проверить соответствие изделия дополнительным требованиям, в некоторых случаях проводят:

1. Длительные тесты готовых изделий.

 - УФ тест (ксенотест) и тест на атмосферостойкость.

- сборка готового изделия (если изделие сложное) или проведение тестов на оборудовании заказчика (например, накрутка крышек на преформу у производителя напитков  или тесты пленок при производстве гибкой упаковки).

После подтверждения заявленных свойств иногда проводят:

2. Длительные производственные испытания красителя. Целью таких тестов является подтверждение технологичности суперконцентрата на длительных тестах:

 - дозировка красителя при длительной работе;

- влияние красителя на процесс производства (нагар, процесс перехода с цвета на цвет, загрязнение технологических форм и пр)

- перерабатываемость вторичного материала;

Мы надеемся, что с помощью наших рекомендаций вы успешно выберете нужный вам цвет, и желаем удачи при выводе новой яркой продукции на рынок! 

 

Журнал Полимерные Материалы №1 2016 год.

Руководитель направления продаж цветных концентратов - Дубровин Константин

 
Схема проезда